Почему фотографы не отдают исходники?
Мы не отдаем исходники
Многие наши молодожены просили и просят отдать кроме обработанного материала также и исходники. В нашем договоре четко написано, что мы этого не делаем. Многие невесты удивляются - почему? Что плохого в отдаче исходников? Может быть, мы сомневаемся в качестве наших снимков? Нет, не сомневаемся. Но у нас, как и у большинства фотографов, есть на это несколько причин. Попробуем ответить на этот вопрос, который является краеугольным камнем в отношениях клиент-фотограф: почему фотографы не отдают исходники? Для начала давайте попробуем разобраться, что такое цифровой исходник, потому что, как показывает практика, немногие молодожены, да даже и фотографы, знают, какой силой он обладает. Исходник, или RAW, является главным доказательством авторства фотографа, которое можно отстоять в любом суде, при случае, если фото незаконно используются в СМИ или рекламных целях. В Гражданском кодексе РФ в гл.35 и 36 подробно об этом сказано. Кроме того, исходник - это фото, что называется, как есть, без ретуши (то есть пост-обработки). Конечно, отсняв свадьбу, мы получаем огромное количество исходников (до 4000, если работают 2 фотографа, и до 2500 - если один за 12 ч съемки), и среди них немало есть отличных кадров, которые нуждаются только в минимальной ретуши. Но также есть и те фотографии, где у невесты черные круги под глазами, или в кадр попала чья-то рука, или же гости не смотрят в кадр, или...можно перечислять много причин, по которым некоторые фотографии либо бракуются сразу (даже на стадии съемки), либо просто не проходят пост-обработку и не отдаются клиентам.
Фотографы не отдают исходники. Причины
Итак, причины:
- Если фотограф отдает исходники, обычно получается так: даже если обработанные кадры (которых, кстати, за свадьбу совсем немало - около 1000 за день съемки) все до единого Вам понравились, даже если они идеальны (хорошо проэкспонированы, отличный баланс белого, нет никаких недостатков), и вы остаетесь довольны работой фотографа, то, когда Вы получаете исходники, особенно в формате RAW, ваше впечатление от работы фотографа может испортиться даже из-за одной неудачной фотографии! Помните о том, что даже самые известные и лучшие фотографы мира сразу не снимают шедевры, - фотография - это продукт съемки и пост-обработки в графических редакторах! Исходники - это полуфабрикат, если хотите - замороженная котлета, которую при неправильном приготовлении, можно сделать несъедобной, даже если ингредиенты, из которой она приготовлена, свежи и качественны. Очень часто случается так: невесты выкладывают обработанные фото с камер гостей, даже профессиональных, и объективно эти фото намного хуже, чем исходники, полученные нами. Это случается потому, что в формате RAW все настройки по умолчанию сброшены на ноль, и, для получения качественных фотографии, мы выставляем все параметры (яркость, контрастность, баланс белого, насыщенность, уровень шума, резкость) вручную. То, что обычно не делают непрофессионалы.
- Формат RAW содержит в себе техническую информацию, которая не должна обсуждаться с клиентами. Вы платите деньги и получаете качественный продукт, а каким уж он образом был сделан, - это секрет фотографа. Вы нанимаете профессионала, и поэтому подразумевается полноценная работа. Имея исходник и обработанный вариант можно увидеть все этапы пост-обработки и детали съемки, теряется ноу-хау фотографа, атмосфера роматичности и таинственности. Когда Вы заказываете блюдо в ресторане, вы же не просите принести вам отдельно все его ингредиенты перед приготовлением. Согласитесь, это абсурдно: Вы заказали суши из тунца, а Вам официант приносит горсть сухого риса, филе тунца, листочек нори, баночку с рисовым уксусом и соевым соусом, щепотку сахара и соли, кастрюлю с водой, острый ножик, доску и циновку!
- Формат RAW попросту не открывается на компьютерах, где не установлены специальные программы для работы с исходниками. Эти программы платные (и мало того, дорогостоящие), и для большинства пользователей Windows или MacOS попросту ненужные в обиходе. Кроме того, в такие программы обычно загружены профили камеры для работы с исходниками,которые и были сделаны на эту камеру. В вашем редакторе такого профиля может не оказаться, и при конвертации вы получите результат намного хуже чем исходник. Словом, чтобы открыть исходники, нужно при отсутствии программ для графического дизайна, их найти, купить (а если не купить, а просто скачать с офсайта и найти серийники - это уже взлом, а соответственно, противозаконно, да и результат в обработке дает не тот, который нужно, потому что взломанные программы работают, как правило, некорректно).
- Бывают и такие ситуации, когда клиенты, получая исходники, начинают их обрабатывать сами или же кому-то отдают, и тут уже по принципу "не навреди!" Конечно, есть и непрофессионалы, которые вполне качественно могут обработать исходник, а есть среди профессионалов люди, которые способны испортить любой удачный RAW-снимок своей работой. Но возьмем первый вариант: кто-то обрабатывает наши исходники и выбрасывает их в Интернет. И потом в соцсетях под неудачно обработанной фотографией читаем комментарии: "А кто это снял? назовите фотографа!". Нам дорога наша репутация, и мы не хотим терять будущих клиентов.
- Еще одна неприятная, но вполне возможная ситуация: вы выкладываете сконвертированную из raw (а сконвертировать можно весьма неудачно), но не обработанную фотографию, и говорите, что вот мол фотограф так нас снял. То же самое, что говорить: повар плохо приготовил пельмени, попробовав только тесто, из которых эти пельмени готовятся. В простонародье называется "поклеп".
- Многие исходники могут привить чувство неполноценности у клиентов. Почему? Потому что цифровые исходники, в отличие от пленочной фотографии, отличаются очень высокой резкостью, что приводит к тому, что на фото вы выглядите старше, потому что буквально "обнажаются" все недостатки кожи: расширенные поры, едва заметные прыщики, шрамики, нежелательные волосы. К тому же на исходниках морщины более заметны, чем при общении с человеком с глазу на глаз. Над этим материалом нужно работать и работать, прежде чем получится качественное фото, где Вы красивы, как в жизни, в самый прекрасный Ваш день - день свадьбы!
- Авторское право на исходники принадлежит фотографу и его наследникам, в случае, если автор не передает (уступает) его по договору другой стороне. Клиент, покупая снимки, приобретает продукт, а не авторское право. Но RAW-исходники + размещение в сети=авторское право! Поэтому передача исходников клиенту возможна только при подписании договора и оплате снимков. Многие фотографы продают исходники, и при том дорого. Не задумывались почему? Объем средней свадьбы (полный день) - 1000 фотографий. Один исходник с наших камер "весит" 75 мегабайт. То есть 75 гигабайт готового материала на жестком диске. Это 18 стандартных DVD-дисков. Скорость записи одного диска (создание проекта+запись+верификация) - это примерно 25-30 минут времени. 18 дисков + 9 непрерывных часов рабочего времени или один рабочий день фотографа! Причем процесс неавтоматический, он требует внимания и действий со стороны фотографа. То есть запустить одним нажатием кнопки и уйти заниматься своими делами, конечно, не получится! А если у фотографа в месяц 4-5 свадеб? Рабочая неделя только на запись исходников! Загружать на файлообменники - тоже не выход - никаких ресурсов не хватит. Некоторые клиенты отдают фотографам жесткий диск и забивают его raw-исходниками. Чтоб потом разочароваться, расстроиться, и писать "разгромные" отзывы о фотографе, который на свою беду пошел на встречу и отдал исходники. Мы вас очень просим, не делайте этого! Ни с нами, ни с теми фотографами, к которым в будущем, после свадьбы, возможно, обратитесь! Уважайте процесс творчества фотографов, не вмешивайтесь в пространство их творческой "кухни" и их снимки будут неизменно радовать Вас! Если Вы хотите получить какие-то определенные снимки - с любимыми позами / ракурсами / при особенных условиях и с каким-то реквизитом - просто скажите об этом фотографу! Лично мы, конечно, всегда пойдем навстречу и учтем все Ваши пожелания при съемке!
C уважением, ваши свадебные фотографы, Лейла и Влад Перель.